Эффективное взаимодействие "ПГК" с грузоотправителями

В декабре 2013 года в Санкт-Петербурге состоялась встреча грузоотправителей региона и крупнейшего российского оператора на тему «Грузоперевозки железнодорожного оператора и порта на Северо-Западе», которая была организована ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) при поддержке журнала «Вести морского Петербурга».

Наряду с ПГК в мероприятии приняли участие руководители входящих в Universal Cargo Logistics Holding (UCL Holding) компаний: «Морской порт СПб», «Универсальный перегрузочный комплекс», «Универсальный Экспедитор», «Контейнерный терминал Санкт-Петербург». Также к участию были приглашены представители металлургических, угольных, агрохимических и крупных строительных холдингов, предприятия лесопромышленного комплекса и тяжелого машиностроения, транспортно-экспедиторские компании.

Участники встречи обсудили меры по повышению качества железнодорожных перевозок и увеличению их объема. В частности, были затронуты вопросы сокращения эксплуатационных издержек, развития взаимодействия с другими компаниями UCL Holding, расширения практики заключения долгосрочных договоров комплексного обслуживания клиентов.

Польза комплексной услуги

Текущий год характеризуется усилением конкурентной борьбы между операторами подвижного состава на фоне сокращения грузовой базы по причине кризисных явлений в экономике. Однако, как отметил директор Санкт-Петербургского филиала ПГК Павел Ситало, войдя 2013 году в состав крупнейшей международной транспортной группы UCL Holding, компания получила ощутимые преимущества перед другими рыночными операторами, в частности, возможность предоставлять клиентам широкий комплекс услуг. Обращаясь в UCL Holding, грузоотправитель может комплексно заказать услуги любой компании холдинга по перевозке в железнодорожном, морском транспорте, перевалке и складировании грузов в ряде морских портов, при этом сквозная ставка для него окажется ниже, чем если бы он заказывал аналогичные услуги по отдельности.

Помимо этого, интеграция ПГК с компаниями холдинга несет значительный синергетический эффект за счет разработки и внедрения совместных технологий по снижению транспортной нагрузки на инфраструктуру, организации движения по твердым ниткам графика, оптимизации логистики, а также  мер по сокращению порожнего пробега.

 «Совместная работа с морскими терминалами, входящими в UCL Holding, позволила формировать маршруты из полувагонов в адрес карьеров для погрузки щебня, – привел пример Павел Ситало. – Раньше эта работа строилась на менее эффективных повагонных отправках».

В результате, за текущий год ПГК увеличила долю в общем объеме перевозок по Октябрьской железной дороге (ОЖД) с 14% до 20%, а объем транспортировки грузов (окатыши, железорудное сырье, металлолом) для Череповецкого металлургического комбината ОАО «Северсталь» – до 70%.

По словам начальника дорожного центра фирменного транспортного обслуживания ОЖД Игоря Лобко, при снижении объемов перевозок в целом по сети РЖД, показатели грузоперевозок Октябрьской дороги растут. «Объем перевозок экспортных грузов в адрес портов за 11 месяцев возрос и составил 109% к уровню прошлого года. Согласованность действий между железнодорожным оператором и морскими портами положительно влияет на сокращение времени простоя вагонов под грузовыми операциями и ускорение их оборота», – отметил Игорь Лобко.

Действительно, в настоящее время порты являются точками образования порожнего парка. Безусловно, любой из операторов заинтересован в том, чтобы из порта выходил «поток», годный для любой последующей заявки, то есть максимально состоял из вагонов одного собственника. Однако этому препятствует целый комплекс объективных обстоятельств, начиная с деятельности самих грузогенерирующих компаний и заканчивая инфраструктурными ограничениями и сложностями работы в портах. Одна из мер по разрешению проблемы состоит в формировании маршрутов общим обезличенным парком.

Путь сокращения издержек

По прогнозам, следующий 2014 год будет непростым для операторских компаний с точки зрения снижения объемов грузоперевозок по сети дорог. Однако именно в такие периоды целесообразнее активизировать работу по сокращению издержек, отмечает начальник департамента по работе с предприятиями угольной и металлургической отрасли ПГК Дмитрий Притула. «Наибольшее внимание мы уделяем сокращению затрат на перемещение вагонов, маршрутизацию порожнего парка, – уточняет он. – Это именно те точки роста эффективности, которые используют в ПГК».

Понятие «качество транспортного обслуживания» выражается для клиента в совершенно конкретных параметрах перевозки. Практика показывает, что на этапе выбора оператора клиент обращает внимание не только на широкую географию его присутствия и соблюдение сроков доставки, но и на скорость и простоту оформления документов.

Как рассказал Заместитель директора по коммерции – начальник Коммерческого центра Санкт-Петербургского филиала ПГК Владимир Стафеев, в компании реализуется программа по упрощению документооборота с клиентами путем перевода его в электронный вид (исключение составляют документы на международные перевозки).

Выигрывают обе стороны

Железные дороги и предприятия металлургии исторически тесно связаны между собой и способствуют развитию друг друга. Достаточно вспомнить, что первая железная дорога в России появилась в 1834 году на Уральском Нижнетагильском металлургическом заводе.

Фактически, предприятия железнодорожного транспорта могут существенно влиять на издержки грузовладельцев за счет повышения качества обслуживания. Так, точность и своевременность отправления и доставки грузов позволяют снизить потребности промышленных предприятий в оборотных средствах, затратах на погрузочно-разгрузочные работы, площади и помещения для складирования. В случае заключения долгосрочных договоров комплексного обслуживания грузовладелец снимает с себя бремя на всю «внешнюю» логистику. В свою очередь, железнодорожный оператор приобретает гарантированную грузовую и доходную базу.

Осенью текущего года ПГК заключила договор по комплексному обслуживанию грузов «Северсталь». Как заверил Дмитрий Притула, по сервисному контракту с «Северсталью» у ПГК нет существенных нареканий. Распространение практики заключения сервисных контрактов может быть полезным для с любого крупного предприятия, которое использует при доставке груза железнодорожную и портовую инфраструктуру. Впрочем, перспективы ее применения во многом связаны с позицией менеджмента компаний-грузовладельцев, который должен решить: выполнять эту функцию самим или нанимать стороннюю компанию. «Наша задача как оператора - уверенно демонстрировать клиенту, что ПГК эту задачу выполнит лучше», – говорит Дмитрий Притула.